Особенности международных железнодорожных перевозок

20.03.2018
Особенности международных железнодорожных перевозок

Международной ж/д перевозкой грузов считается их транспортировка по железнодорожным путям сообщения двух и более стран, выполняемая на условиях принятой данными странами международной конвенции. Если общее международное (межведомственное, межправительственное) соглашение между такими странами отсутствует, перевозки имеют не международный, а национально-правовой характер. Иными словами, до пересечения границы такая транспортировка регламентирована законодательством одного государства, после пересечения — другого.

Порядок регулирования

С юридической точки зрения порядок перевозок такого рода регламентируется следующими правовыми документами:

  • Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).
  • Международная грузовая конвенция (МГК) — отдельное приложение к КОТИФ.
  • Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС).

 

КОТИФ содержит в себе текст принятой еще в 1890 году Бернской конвенции о железнодорожных перевозках грузов (СИМ), который с течением времени периодически изменялся. Данная конвенция распространяется не только на европейские, но и на ряд азиатских и африканских стран (всего 33 государства). При перевозках грузов ж/д сообщением в Западную Европу и обратно Россия руководствуется требованиями данной конвенции. В КОТИФ также предусмотрен ряд коллизионных привязок (закон дороги отправления, транзита, назначения и т. д.), а также возможность применения закона страны суда.

Регламент МГК распространяется строго на линии ж/д сообщения, ограниченный перечень которых зафиксирован в конвенции. Ее нормативная база предусматривает возможность изменять условия перевозки путем заключения между странами двухстороннего соглашения. Кроме того, изменения допускаются и если изменяются нормы местного национального законодательства. Россия не входит в число участников МГК.

СМГС. Это еще одна конвенция, которой придерживается Россия, осуществляя международные грузовые ж/д перевозки. Она была принята в 1951 году Советским Союзом и рядом социалистических стран Европы и Азии. Пересмотрена в 1992 году, действует и в настоящее время. В ряду участников — страны бывшего СССР. Имеет императивный унифицированный характер, при этом содержит и коллизионные привязки. В документе прописан единый процедурный регламент по заключению договоров, обязанностям и правам сторон, участвующих в договоре, претензиям и т. д. В отличие от указанных выше конвенций, СМГС допускает применение национального права исключительно в вопросах, не урегулированных международными соглашениями.

Также РФ заключен ряд двухсторонних соглашений, регулирующих правила ж/д перевозок, с такими странами, как Финляндия, Австрия, Турция, Иран и т. д.

Что и когда не допускается к перевозке

 В международных ж/д перевозках не допускается:

  • транспортировка грузов (товаров, предметов) по железнодорожным путям страны, в которой данные предметы и товары находятся под запретом;
  • предметы, перевозка которых относится исключительно к компетенции почтового учреждения хотя бы одного из транзитных государств или страны получателя груза;
  • взрывчатые вещества, боевые, огнестрельные припасы и ряд других предметов.

Особенности организации международных железнодорожных перевозок

Транспортировка грузов по ж/д в рамках экспортно-импортных операций осуществляется с использованием логистической инфраструктуры РЖД и во взаимодействии с подразделениями компании. Если компания-экспортер самостоятельно организует доставку, то схематично процесс выглядит следующим образом (на примере экспортной операции на условиях «Стоимость и фрахт», CFR).

  • По факту готовности товара к отгрузке экспортер в РФ извещает об этом импортера.
  • После получения извещения контрагент направляет экспортеру две инструкции: об отправке груза и о распределении документов.
  • Через ТехПД (Технологический центр подготовки документов, подразделение РЖД) с ОАО РЖД заключается договор на транспортировку груза.
  • Далее российский контрагент делает заявку на заказ и подачу вагонов на станцию отправления грузов, согласуя с подразделением РЖД дату отгрузки и план подачи ТС.
  • Компания-экспортер получает со стороны РЖД счета на оплату железнодорожного тарифа и услуг ОАО и производит оплату.
  • После оплаты перевозчику предоставляется весь пакет сопроводительных документов (в том числе 4-й лист грузовой таможенной декларации, упаковочный лист, сертификаты и т. д.).
  • После того, как груз отгружен, импортер извещается об отгрузке.
  • По прибытии на станцию назначения груз, уведомление о его прибытии, а также сопроводительные документы предоставляются импортеру.
  • Прибыв на станцию назначения, перевозчик передает импортеру сопроводительные документы на груз.

Сопроводительные документы

В комплект сопровождающих груз документов входят:

  • Оригинал накладной. Его на станции назначения получает импортер, принимая груз.
  • Дубликат этого же документа. Его получает отправитель после заключения договора на перевозку.
  • Дорожная ведомость. Предоставляется перевозчиком станции назначения.
  • Лист уведомления. Он передается вместе с грузом и оригиналом накладной импортеру на станции назначения.
  • Лист выдачи. Он сопровождает груз до прибытия на станцию назначения и остается на дороге назначения.

Организация международных ж/д перевозок транспортно-логистической компанией

Представленная выше рутинная и многоэтапная схема может быть значительно сокращена для экспортера, если обязанности по доставке груза делегируются российскому международному перевозчику — транспортно-логистической компании. Именно такой ТЛК является «МегаТранс-Сервис». Весь процесс организации перевозки, включая таможенное оформление и сопровождение грузов, погрузочно-разгрузочные и другие работы возьмут на себя профессионалы, в доскональности знающие специфику данной сферы.

Такое решение позволяет минимизировать и свести к нулю любые возможные риски, включая неправильные расчеты платежей, некорректное оформление таможенной декларации и т. д., и, в конечном итоге, — несвоевременной доставки груза и других проблем.

О специфике перевозок по направлениям

Существуют и другие особенности организации международных перевозок железнодорожным транспортом. Они связаны с маршрутными направлениями. Зачастую при перевозке требуется перегруз грузов — например, на российской границе в европейском направлении, что связано с разной шириной ж/д колеи. Оптимальным решением в данном случае может стать перевозка в контейнерах — вариант, который при разработке логистики маршрута будет предусмотрен и реализован опытными профессионалами транспортно-логистической компании.

Другая особенность — направление СНГ. Оно характеризуется тем, что железнодорожные сети, проходящие по ряду бывших республик СССР, имеют недостаточную разветвленность и плотность. Возникает вопрос: как доставить груз в отсутствие ж/д сообщения? И он также успешно решается специалистами ТЛК, поскольку в этом случае могут быть задействованы мультимодальные перевозки.

Таких особенностей немало. Однако владение спецификой логистики позволяет успешно решать любые задачи профессионалам в области международных ж/д перевозок, берущих на себя доставку ваших грузов с нуля под ключ/

Назад
Наверх